Лепка для детей

Главная \ Арт \ Лепка

Лепкой называется процесс придания формы пластичному материалу. Осуществляется процесс лепки только руками или при помощи специальных инструментов. На сегодняшний день существует достаточное количество пластичных материалов, используемых для лепки. Объединяет их общая прародительница пластичных материалов – глина. Спасибо тому человеку, который сопоставил два основных свойства глины: в сыром состоянии она мягка и податлива, а при высыхании держит форму, которую ей придали и становится прочной. Много веков человечество использовало глину и, только в конце XIX века был изобретен пластилин. Мягкость и податливость глины положены в основу современных пластичных материалов, производимых для лепки. Первый пластилин изготавливался путем смешивания очищенной глины с воском и жирами, способными как можно дольше удерживать влагу, предохраняя пластилин от высыхания. Сегодня состав пластилина несколько иной, теперь он может быть различных цветов. Существует даже шариковый или зернистый пластилин, состоящий из мелких полимерных шариков. Такой пластилин предпочтителен для работы детям, поскольку осуществляет дополнительный массаж ладоней. Вообще, лепка для детей является занятием чрезвычайной важности. Занятия по лепке начинают проводить с детьми, начиная с самого раннего возраста, возможно даже раньше, чем ребенок научится связно разговаривать.

Чем же важна лепка для детей? Занятия лепкой целесообразно начинать, когда ребенок достигнет возраста 1 года. Пластилин является для них совершенно новым материалом, незнакомой до сих пор консистенции. Для таких малышей необходимо выбирать самый мягкий пластилин, иначе могут возникнуть сложности, вплоть до полного неприятия ребенком процесса лепки. Еще лучше для таких маленьких детей использовать вместо пластилина соленое тесто. Ему можно придать необходимую мягкость, которая требуется ребенку. Именно при работе с пластичным материалом отлично тренируется мелкая моторика рук, развиваются тактильные ощущения, которые играют необычайно важную роль в жизни человека, ведь треть получаемой нами информации мы получаем именно при помощи тактильных ощущений. Кроме того, при изготовлении таких поделок ребенок приобретает навыки образного мышления. Следует отметить, что в этом возрасте ребенок еще не умеет оценивать результаты своего труда, поэтому занятия должны быть самыми простыми. Ребенку необходимо дать привыкнуть к самому материалу и к его свойствам. Научите ребенка скатывать простейшие цилиндрики или горошины. Поскольку в этом возрасте лепить в полном смысле этого слова ребенок не способен, можно ограничиться оставлением различных отпечатков на плоско раскатанном вами куске пластичного материала. Это могут быть отпечатки своей ладошки или каких-либо предметов, например, формочек для игры.

Развитие и тренировка мелкой моторики рук остается актуальной и для детей более старшего возраста. Им можно доверить работу с полимерной глиной, работа с которой отличается от работы с пластилином и позволяет получить несколько другие изделия. В процессе работы дети активно комбинируют цвета, создают смелые и оригинальные формы, ищут свои решения. Старшие дети с удовольствием раскрашивают свое изделие акриловыми красками, а затем высушивают, придавая ему законченный вид.

Работа с пластичными материалами обогащает внутренний мир ребенка, воспитывает усидчивость и трудолюбие, прививает любовь к искусству.